пир


пир
        - одна из наиболее существенных форм социального общения, способ сплочения людей в коллективы и поддержания мира и общественного благополучия. Античные авторы отмечают значение П.а в жизни древних германцев: на П.у вожди вместе с дружинниками обсуждали все важнейшие дела племени. Более подробное описание П.а дают англосаксонские («Беовульф») и древнескандинавские источники. «Речи Высокого» (в цикле «Старшей Эдды») подробно описывают, как нужно принимать пришедшего на П. гостя и каким образом приличествует ему себя вести. Он должен, соблюдая умеренность в возлияниях, принимать участие в беседе, но быть при этом осторожным, ибо болтливость чревата тем, что он прослывет глупцом; более того, излишнее многословие может вызвать вражду (перебранки на П.у нередко приводили к пролитию крови). На П.у обменивались новостями, здесь рассказывали саги, поэты-скальды исполняли свои песни. Социальная функция П.а включала также общение с высшими силами — языческими богами, в честь которых совершались возлияния и жертвоприношения.
        Показательно, что термины др.-HCTi.gildi и нем. Zeche, обозначавшие «П.», «попойка» и прилагавшиеся в раннее средневековье к ритуальным сборищам, затем сделались обозначениями ремесленных и купеческих объединений; общение членов этих объединений обязательно включало в себя и участие в П.ах.
        Обычай организации П.ов и принесения сельским населением даров вождям и королям, распространенный в Европе в начале средневековья, в дальнейшем послужил одним из важных источников возникновения отношений феодальной зависимости. Разъезжая во главе своей дружины по территории страны, король посещал П.ы, которые устраивали для него местные жители, свозившие продукты в королевские усадьбы; в прямом общении вождя с ними и осуществлялось управление страной. Эти угощения («кормления») и дары, добровольный характер которых у германцев был отмечен еще Тацитом, в раннее средневековье постепенно преобразовывались в обязательные подати. Права на эти «кормления» могли быть пожалованы королем своим приближенным и дружинникам, равно как и церкви. Процесс трансформации П.ов и принесения даров особенно отчетливо виден в развитии институтов скандинавской «вейцлы» (veizla и означала «П.») и англосаксонского «бокленда» (bocland «земля, пожалованная по грамоте»). Получатель такого пожалования, утверждая свою власть над населением, в том числе и юрисдикцию над ним, со временем превращал его в зависимое, а поставляемые им угощения - в ренту продуктами, к которой присоединялись отработки.
        П.ы - неотъемлемый аспект жизни знати, стремившейся показать на них свою щедрость и гостеприимство. Феодальное потребление носило подчеркнуто демонстративный характер. Затраты на угощения и подарки, как правило, не соразмерялись с доходами. Известны случаи, когда возбужденные атмосферой П.а господа на глазах собравшихся сжигали конюшни с дорогостоящими боевыми конями или засевали поле монетами, с тем чтобы поразить гостей своей необузданной расточительностью. Немецкий хронист Адам Бременский отмечал, что невзгоды, постигшие Адальберта, архиепископа Гамбурга и Бремена (ум. 1072) и его епархию, были божьей карой за неумеренный образ жизни прелата, который выражался прежде всего в щедрых П.ах и раздаче даров приглашенным. Но таково было поведение любого представителя знати в феодальную эпоху. Алчность и щедрость — антонимы в представлениях человека Нового времени - были синонимичны в сознании средневековых аристократов: алчность была направлена на приобретение богатств, которые не накапливались, а публично растрачивались, пропивались и проедались.
        Однако П. был универсальной формой общения, присущей не одним только высшим классам. В определенные дни, связанные с аграрными и христианскими праздниками, П.ы устраивали и простолюдины. Окончание поста, масленица, завершение сбора урожая сопровождались П.и, во время которых нередко уничтожались запасы продуктов, необходимые для потребления в течение остальной части года; этот обычай необузданного обжорства, за которым скрывались традиционные привычки и ритуалы сельского населения, сохранился вплоть до начала Нового времени, и просвещенные люди, не понимая его смысла, сравнивали в этом отношении крестьян с заморскими дикарями. В потреблении крестьян наблюдались резкие переходы от полуголодного существования к праздничным П.ам. Питер Брейгель и другие художники XVI в. запечатлели крестьянские П.ы и сопровождавшие их пляски и увеселения. Мечта о жизни, протекающей в П.ах и обжорстве, лежит в основе преданий о сказочной стране Ко-кейн (Кокань) или Шлараффенланд («Страна безделья»), где жареные птица и мясо сами падают в рот счастливому сонному без-дельнику.
        В конце средневековья возникают поучения о том, как молодые люди знатного рода должны вести себя на П.у. Им рекомендуется не бросать объеденные кости назад в общее блюдо, обтирать край кубка, из которого они пили, прежде чем передать его соседу, не харкать и не сморкаться за столом, не вытирать жирные рот и руки скатертью и т.п. Приличное застольное поведение диктовалось не гигиеническими соображениями, но прежде всего необходимостью выказать уважение к высокопоставленным участникам застолья. Эти предписания могут показаться элементарными, но, как подчеркивает Н.Элиас, в них раскрывается специфика человеческой личности того времени: границы между индивидами проходили в ту пору не там, где они установятся в Новое время; «барьер стыдливости», отделявший одного индивида от другого, был в средние века ниже, нежели в последующую эпоху.
        Литература: Гуревич А.Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М., 1967; он же. Норвежское общество в раннее средневековье. М., 1977; Elias N. Über den Prozess der Zivilisation. Frankfurt a. M., 1981-1982; Hauck K. Rituelle Speisegemeinschaft im 10. und 11. Jahrhundert // Studium generale. 3. Jg., H. 11, 1950.
        Л. Я. Гуревич

Словарь средневековой культуры. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). . 2003.

Синонимы:

Смотреть что такое "пир" в других словарях:

  • пир — пир/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • пир — Пиршество, пирушка, вечер, вечеринка, выпивка, гулянка (погулянки), кутеж, попойка, пьянство, торжество; угощение, бражничанье, празднество, фестиваль, вакханалия, оргия, Афинские вечера; обед, ужин, пикник, бал, банкет, раут. Лукулловские… …   Словарь синонимов

  • ПИР — муж. (см. пира) пиршество ср. пируха жен. пирушка ·умалит. многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин, иногда с музыкой, пляской и с другими потехами. Пир свадебный, именинный. У них пир горой идет. Пир на весь мир. Каковы гости, таков и пир …   Толковый словарь Даля

  • ПИР — проектно изыскательные работы ПИР перископ инженерной разведки Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ПИР пост инструментальной… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Пир — может означать: Пир  праздничное обильное застолье. «Пир»  произведение Ксенофонта. «Пир»  диалог Платона. «Пир»  сборник рассказов русского писателя Владимира Сорокина. Пир Хыдыр Зунджа  священное место у азербайджанцев …   Википедия

  • ПИР — ПИР, пира, о пире, на пиру, мн. пиры, муж. (устар., теперь ритор.). 1. Большой званый обед или ужин с обильным и роскошным угощеньем. «И садятся все за стол, и веселый пир пошел.» Пушкин. «Мы пируем пир веселый и за родину мы пьем.» Языков. Пир… …   Толковый словарь Ушакова

  • “ПИР” —     “ПИР” (Συμπόσιον, ή Περί άγαθοΰ, ηθικός подзаголовок: “О благе, этический”) диалог Платона зрелого периода (между 380 и 375 до н. э., по Теслефу), написанный, вероятно, одновременно с “Федоном” и соотносящийся с ним как комедия с трагедией… …   Философская энциклопедия

  • Пир — Гостеприимство * Бал * Вино * Еда * Подарок * Праздник * Рождество Бал (Маскарад, Карнавал, Вечер, Раут, Банкет, Пир) •Дюма Александр (Dumas), отец Граф Монте Кристо , роман, 1845 1846 Перевод с французского Л.Олавской, В.Строева Приближалось… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ПИР — ПИР, а, о пире, на пиру, в пиру, мн. пиры, ов, муж. 1. Богатое и торжественное угощение с приглашением многих гостей. Княжеский п. Задать п. П. горой (разг.). П. на весь мир (погов.). 2. Об обильном угощении, вкусной еде (разг.). За ужином у нас… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПИР — «ПИР» – произв. Платона. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • "Пир" — «ПИР», одно из немногих анакреонтич. стих. Л. (1829). Обращено к М. И. Сабурову (см. Сабуровы). Общие мотивы анакреонтич. поэзии 1810 х гг. воспринимались Л., по видимому, через «Опыты в стихах и прозе» (1817) К. Н. Батюшкова, к поэзии к рого… …   Лермонтовская энциклопедия

Книги

  • Пир, Платон. "Пир" Платона - центральное для мировой культуры произведение, трактующее любовь не только как природное, но и как социальное и творческое начало. К" Пиру" восходят и многие обычаи… Подробнее  Купить за 491 руб
  • Пир, Платон. «Пир» Платона — центральное для мировой культуры произведение, трактующее любовь не только как природное, но и как социальное и творческое начало. К « Пиру» восходят и многие обычаи… Подробнее  Купить за 487 руб
  • Пир, Платон. Знаменитый диалог Платона, посвященный проблеме любви. Название происходит из-заместа, где происходил диалог, а именно на пиру у драматурга Агафона, где присутствовали комедиограф Аристофан,… Подробнее  Купить за 362 руб
Другие книги по запросу «пир» >>